Подростковая самостоятельность: миф или реальность?

Подростковая самостоятельность: миф или реальность?

Ребенок не может завязать шнурки. До определенного возраста это не считается проблемой. До какого? Четырех-пяти лет? А может восьми? Рано или поздно дети этому все равно учатся. Но чем старше малыш становится, тем больше родителей беспокоит, что он чего-то не умеет.

В подростковом возрасте эта проблема становится все более очевидна. Родители хотят, чтобы будущие взрослые были самостоятельными: умели приготовить обед, сами добирались до школы, выбирали полезные увлечения и могли принимать решения.

Можно ли научить самостоятельности? Или это навык, который просто нужно развить? Порассуждаем в этой статье.

Почему ребенок не самостоятельный?

У самостоятельности, а точнее ее отсутствия, есть свои причины. Как и у подростковой прокрастинации, они в основном психологические, но у них есть один объединяющий практический фактор — ребенок просто не пробовал быть самостоятельным.

Что за собой влечет отсутствие опыта?

  • Страх неизведанного. Кто знает, как решение или поступок изменит жизнь? Кто знает, как вообще подступиться к новому без помощи родителей?
  • Боязнь последствий. Неизвестность пугает, но также сильно пугает возможное родительское наказание. А вдруг из-за ошибки поставят в угол или оставят без сладкого?
  • Страх сделать ошибку. Раньше мама «прикрывала» и разруливала проблемные ситуации. В этот раз я все делаю сам. Что будет если я ошибусь? Кто решит мои проблемы?
  • Лень. Раньше родители все делали за меня. Почему я теперь должен что-то решать или делать сам?

Как мы видим, во всех страхах присутствует чрезмерная опека и резкий отказ от нее со стороны родителей. Ребенка будто учат плавать «проверенным» способом — с лодки в центр озера. Такое погружение в самостоятельную жизнь легко может превратиться в фобию взрослой жизни.

Очень часто родители контролируют каждый шаг своего ребенка, а потом ждут, что он резко изменит темп и бегом помчится по дороге самостоятельности. Но переходить на этот путь внезапно также опасно, как вставать на работающую беговую дорожку.

4 шага к подростковой самостоятельности

Подростковая самостоятельность. 4 шага

Шаг № 1. Свобода маленьких решений

Ваш ребенок сам выбирает, что ему носить? Ответ на этот вопрос — прямо указание на то, есть у него хоть иногда свобода выбора или нет. Если ответ положительный, то вы уже доверяете своему подростку. Если отрицательный, то скорее всего, вы все еще считаете своего ребенка малышом, не способным сделать правильный выбор.

Попробуйте немного ослабить контроль и дать ребенку шанс выбрать самостоятельно. Перед походом в магазин узнайте, чего он хочет, что сейчас носят ребята его возраста. Не оценивайте его выбор, а просто поделитесь вашими пожеланиями относительно его внешнего вида или качества одежды.

Например, он хочет купить модную сейчас куртку, а для вас важно, чтобы куртка была теплой. Обсудите с подростком это, поищите подходящие варианты в интернете и отправляйтесь в магазин за готовым компромиссным решением.

Шаг № 2. Финансовая осознанность

Мы уже писали, что умение управлять деньгами — одна из самых полезных привычек для подростка. Этому не учат в школе, поэтому только родители могут рассказать ребенку, как поладить со своим бюджетом.

Планирование семейного бюджета — дело тонкое, поэтому первый финансовый урок лучше преподать во время путешествия. Как не остаться без средств к существованию в другой стране или чужом городе? Как правильно распланировать все траты, чтобы в ужасе не ждать следующей зарплаты? Обсудите это с подростком и сделайте поездку не только приятной, но и поучительной.

Не останавливайтесь на теории. Научиться управлять деньгами нельзя без практики. Эксперименты могут быть радикальными — собственный бюджет на продукты, одежду и развлечения, или разовыми — самостоятельное планирование бюджета на поездку с друзьями.

Шаг № 3. Видеть последствия

«А что если я потрачу все в первый же день?»
Лучше, чтобы на этот вопрос ребенок ответил до того, как отправится куда-то вместе с друзьями и определенной суммой денег. Обсудите с ним последствия этого поступка, подумайте, чем это может обернуться.

Не останавливайтесь на одном примере. Порассуждайте о том, что будет, если вы не приготовите ужин, решите спустить все деньги семьи на платья и косметику или перестанете убираться дома. Примеров может быть очень много. Главное, чтобы ребенок в итоге научился оценивать поступки и их возможные последствия.

Шаг № 4. Анализировать ошибки

Взрослые знают — можно сколько угодно планировать и думать о последствиях, но все равно ошибиться. Это не страшно, если научиться анализировать ошибки и делать из них выводы.

Допустим, ребенок не подготовился к внутреннему школьному экзамену и получил оценку ниже, чем ожидал. Поговорите с ним — обсудите в чем была его ошибка, какой вывод можно из нее сделать, как предотвратить в следующий раз.

Самостоятельность подростка во многом зависит от родителей. Если не давать ребенку свободы действия и выбора, то вы рискуете вырастить нерешительного человека, во всем полагающегося на других. Чтобы этого не произошло, понемногу «отпускайте» ребенка: пусть он сам решает, что ему носить, как распоряжаться карманными деньгами и чем заниматься сейчас и в будущем.

Подпишитесь на новости
Будем присылать интересные статьи про Digital раз в неделю

Я со всем согласен