Как запоминать больше информации? Советы для подростков

Как запоминать больше информации? Советы для подростков

«Это невозможно выучить!» — этот крик души нередко вырывается у детей. Запоминать информацию действительно сложно и, как бы не хотелось взрослым думать иначе, они тоже способны запомнить не так уж много. Почему? Потому что память, как и тело, нужно тренировать.

Как же улучшить взрослую и детскую память? И что нужно делать, чтобы запоминать больше и качественнее? Попробуем разобраться в этой статье.

Тренируйтесь вместе с ребенком

Существуют сотни упражнений для тренировки памяти. Их можно комбинировать, менять и совершенствовать. Главное, заниматься регулярно в течение хотя бы 4-6 месяцев – так вы точно заметите результат. Чтобы не забросить тренировки раньше времени используйте уловки: соревнуйтесь, раз в месяц сравнивайте результаты, подбирайте новые упражнения или «тренажерный зал» в виде специальных платформ и онлайн-игр.

Превратите любое занятие в игру с помощью нашего шаблона.

Мы подобрали четыре упражнения, с которых можно начать. Используйте их вместе с ребенком, тренируйтесь, выбирайте те, которые нравятся больше всего, и постепенно добавляйте к ним новые.

Упражнение 1. Начнем с простого – пирамиды из чисел. Запоминать и записывать ее можно построчно, по две-три строки или целиком. Начните с одной строки, потом увеличивайте нагрузку – запоминайте по три ряда, когда и это начнет казаться простым – заучивайте и фиксируйте ее целиком.

Еще один способ добавить сложности заданию – уменьшать время на просмотр пирамиды. Начинать можно с 15 секунд на одну строку, а закончить 30 секундами на всю пирамиду.

Цифры в пирамиде можно и нужно менять. Если вы заучиваете числа вдвоем с ребенком, то привлеките к упражнению папу – пусть он напишет для вас новые цифры. Так у вас с подростком будут равные шансы обыграть друг друга.

как запоминать больше информации? Тренируйте память с помощью пирамид

Упражнение 2. Запоминать можно не только цифры, но и слова. Возьмите список рандомных слов (их можно сгенерировать с помощью какого-нибудь сайта, а можно с помощью папы), запоминайте в течение 30-60 секунд и записывайте на листе бумаге (желательно в правильном порядке). Чтобы усложнить задачу, возьмите больше слов. Начинайте с 9, а дальше прибавляйте по 3 примерно раз в месяц. Хороший результат – 24 слова за минуту.

Запоминать слова сложнее, чем цифры, поэтому вы можете облегчать себе задачу с помощью специальных методов запоминания. Например, метода «кто→что→с кем». Эти три простых вопроса объединяют слова в небольшие группы, и вы можете запомнить больше.

как запоминать больше информации? Используйте специальные методы

Упражнение 3. Найдите в комнате какой-нибудь предмет. Например, вазу, картину или фотографию. Смотрите на него в течение минуты и старайтесь запомнить как можно больше его характеристик. После запишите их на листочке и сравните результат. Победит тот, кто запомнит как можно больше качеств предмета.

Если со временем вам станет скучно, то берите больше предметов и меньше времени.

Упражнение 4. Вам понадобятся спички или карандаши. Разложите их на столе, сфотографируйте и дайте ребенку смотреть на них в течение 30 секунд. После этого перемешайте предметы. Подростку нужно будет разложить предметы в правильном порядке. После удачной (или неудачной) попытки, ребенок должен сделать то же самое для вас: разложить карандаши или спички, сфотографировать и дать вам время на запоминание. Повторяйте упражнение по три раза.

Начинайте с пяти предметов на столе, со временем увеличивайте их количество.

Чтобы вам было проще тренироваться, мы собрали упражнения и дополнительные материалы к ним в одном файле. Вы можете его скачать, распечатать и начать совершенствовать память.

Что делать, если запоминать больше информации нужно уже сейчас?

Тренировка памяти – дело долгое. Пока подросток добьется первых результатов, пройдет не один месяц. Что делать, если запоминать больше нужно уже сейчас? Научите ребенка правильно подходить к этому процессу.

Не запоминайте всё сразу

Мы подсознательно боимся больших текстов. Если материал не разбит на пункты или блоки, то нам сразу же кажется нереальным его выучить/прочитать/освоить. Поэтому любой материал нужно делить. Причем не только визуально, но и во времени.

Если это книга, то ребенок не прочитает ее за один день – это нереально, если он не читаете по 5 тысяч слов в минуту или не собирается провести сутки без еды и сна. Чтобы и прочитать, и усвоить информацию, выделить на чтение книги нужно хотя бы неделю. Может быть часок и на повторение останется.

Если нужно выучить параграф или материал из 5-10 страниц, то времени на чтение уйдет гораздо меньше. Но чтобы запомнить и сохранить его в памяти, советуем сделать это хотя бы за шесть дней. В следующем пункте объясним почему.

как запоминать больше информации из книг?

Правильно повторяйте

В книге «Вспомнить все» Артур Думчев предлагает следующий план повторений:

  • Сразу после запоминания;
  • Через 20 минут;
  • Через день;
  • Через две недели;
  • Через два месяца.

Этих пяти шагов достаточно для эффективного и долгосрочного запоминания информации. Если нужно выучить что-то к экзамену, то начинать лучше заранее. Через два месяца необходимая информация осядет в вашей голове.

Если момент упущен, и до экзамена неделя, то пользуйтесь схемой из четырех шагов:

  • Сразу после запоминания;
  • Через 20 минут;
  • Через день;
  • Через шесть дней.

По мнению психологов, результат такого запоминания будет таким же, как если бы ребенок повторял текст каждый день.

Конспектируйте информацию от руки

Авторы книги «Я люблю русский язык» предлагают переписывать от руки классические произведения. Если заниматься этим каждый день в течение 15 минут, грамотнее станет и ребенок, и взрослый.

Конспект — хороший способ потренировать память и внимание. Когда мы пишем, мозг как бы сокращает данные и позволяет нам запоминать больше, чем когда мы печатаем на телефоне или макбуке.

Конечно, можно воодушевиться и переписывать целые параграфы. Это будет полезно, но слишком энергозатратно. Лучше научить подростка составлять конспекты. Можно выписывать только значимые имена и даты, зарисовывать суть отдельных абзацев, превратить информацию в комикс или визуальный конспект. Метод зависит только от  возможностей ребенка: творческих, временных, физических.

Не навязывайте ребенку тот или иной способ конспектировать информацию. предложите попробовать все, а дальше он выберет самый удобный. Главное, чтобы он совмещал работу мозга и рук.

Рассказывайте друг другу

Если рассказывать кому-то информацию, которую вы недавно узнали, то она с большей вероятностью останется в вашей памяти – это доказано не одним исследованием.

Если вы хотите, чтобы ребенок запомнил что-то лучше, попросите его рассказать об этом вам. Вы можете послушать что-то про Атлантический океан или таблицу Менделеева, но круче всего этот метод сработает в литературе. Ребенок может делиться мыслями о прочитанном произведении, а потом с легкостью рассказывать о нем и на уроках.

Вы можете даже превратить это в семейную игру. Делитесь с ребенком мнением о книгах, которые вы прочитали, а он пусть рассказывает о своих. Главное в этом деле – искренний интерес друг к другу.

Подпишитесь на новости
Будем присылать интересные статьи про Digital раз в неделю

Я со всем согласен